Зачем нужна электронная цифровая подпись (ЭЦП)?
Большую часть ваших заявок вы будете подавать в электронном виде через специальные электронные площадки. Чтобы вас идентифицировать и дать вам право действовать от имени вашей организации, вам необходимо оформить электронную цифровую подпись. Электронная подпись оформляется в специальных организациях, которые называются удостоверяющими центрами.
Что такое электронная цифровая подпись (ЭЦП)?
По сути, электронная подпись — это аналог вашей обычной подписи, которую вы ставите на бумаге. В реальности представляет из себя защищенный накопитель (флешку), на котором записан аналог вашей подписи. Аналог вашей подписи генерируется из случайных цифр и букв с помощью специального программного обеспечения (это делает удостоверяющий центр).
Мы рекомендуем вам пользоваться услугами проверенных и крупных удостоверяющих центров.
Что необходимо купить, чтобы электронная подпись работала?
Приобретая электронную подпись, вы приобретаете:
- защищенный носитель (флешку);
- лицензия КриптоПро (программное обеспечение для чтения вашей электронной подписи);
- ключ электронной подписи (это тот самый случайный набор цифр и букв, записанный на флешку);
- сертификат (документ, который выдается на определенное лицо и подтверждает его право подписывать электронные документы от имени компании).
Это минимальный обязательный набор. Часто удостоверяющие центры предлагают дополнительные услуги. Необходимы ли они — решать вам, но все, что перечислено выше, у вас должно быть обязательно.
Какие бывают электронный цифровые подписи?
- Обратите внимание, что ЭЦП может использоваться для разных видов деятельности. Ваш бухгалтер отправляет документы в налоговую и подписывает их электронной подписью.
- Вы как физическое лицо также можете взаимодействовать с разными государственными структурами, подписывая ваши (как физического лица) действия с помощью ЭЦП.
- Вы подаете заявки на участие в закупках и тоже подписываете их ЭЦП.
И это все — РАЗНЫЕ электронные подписи.
Приобретая ЭЦП, обращайте внимание, что вам нужна ЭЦП для участия в торгах (или еще ее могут называть “для госзаказа”).
Кстати, такая ЭЦП тоже бывает разных видов:
- для участия в торгах по 44-фз (включает в себя все базовые площадки по 44-фз);
- для участия в торгах по 223-фз.
Что выбрать — зависит от ваших целей.
Что необходимо для приобретения электронной цифровой подписи (ЭЦП)?
После того, как вы оставите заявку на приобретение ЭЦП и выберете удостоверяющий центр, с вами свяжется менеджер и попросит вас подготовить документы и оплатить счет. Вы готовите документы, оплачиваете счет и согласовываете дату приезда. Приехать должен или тот, на кого получают ЭЦП (как правило, директор), или доверенное лицо (обязательно с доверенностью).
Как долго делается электронная цифровая подпись (ЭЦП)?
Обычно электронная цифровая подпись в СКБ Контур делается около 3-4 рабочих дней. Процесс можно ускорить, заранее объяснив менеджеру, что вопрос срочный. Так же есть платная услуга по ускоренному выпуску ЭЦП.
Что делать после получения электронной цифровой подписи (ЭЦП)?
После того, как вы заберете электронную подпись (то есть на руках у вас будет флешка и документы из удостоверяющего центра), вы вставляете флешку в ваш компьютер или ноутбук и начинается автоматическая установка программного обеспечения и сертификатов, вам необходимо просто следовать инструкции на компьютере.
Почему мы рекомендуем вам получать электронную подпись в СКБ Контур?
- очень хорошая техподдержка 24\7. Если вдруг у вас что-то не работает, вам удаленно помогут.
- надежность. Это один из самых крупных и проверенных удостоверяющих центров.
- широкая сеть филиалов. СКБ Контур наверняка есть в вашем регионе
- наличие автоматической предустановки программного обеспечения и сертификатов. Вам не надо будет разбираться в документации, достаточно получить флешку и следовать инструкции на компьютере.
Автор статьи:
Муфтахина Ася, консультант по тендерам